Проект закона о трудовом договоре бьет по родителям
Действующий Закон о трудовом договоре запрещает прекращать трудовой договор с родителем, воспитывающим ребенка до трех лет, и перечисляет случаи, когда это возможно с согласия инспектора по труду.
Проект нового закона о трудовом договоре не предусматривает согласия инспектора по труду. Работодатель, увольняя беременную женщину или работника, имеющего маленького ребенка, вместо того, чтобы опираться на перечисленные законом исключительные случаи, должен доказать, что для увольнения имеются законные основания и они не связаны с рождением ребенка.
Инспекции по труду, как отметил заместитель гендиректора Херко Сунтс, рассматривая вопросы, связанные с прекращением трудовых договоров, бывает трудно установить, связано ли решение работодателя с семейным положением работника.
«Значительная часть работы инспекторов связана с сокращениями. Инспекторам приходится выяснять, не связано ли освобождение от работы с детьми, — сказал Сунтс. — Это трудно установить, особенно если работодатель настаивает на том, что он сворачивает бизнес. Инспектор не может опровергнуть его слова и сказать, что прекращение трудовых отношений связано с наличием детей».
По словам Лийзы Пакосты, члена Союза Отечества и Res Publica, по сути это означает, что если сейчас первую оценку прекращению трудового договора дает Инспекция по труду, то в случае вступления в силу нового закона, работник сможет отстаивать свои интересы только в суде.
«Безосновательное увольнение может очень больно ударить по родителю в трудное время. До принятия решения судом может уйти до трех лет, — пояснила Пакоста. — Даже если родитель задним числом получит право на компенсацию, все плохое для него уже произойдет».
Проект закона не позволяет прекращать трудовой договор по причине беременности работницы, она имеет право на отпуск по беременности и родам. Нельзя прекратить трудовые отношения и с родителем, имеющим ребенка в возрасте до трех лет. Однако законопроект защищает от сокращения только одного из родителей. Дело в том, что не разрешено сокращать ни беременную женщину или женщину, находящуюся в отпуске по беременности и родам, ни родителя, находящегося в отпуске по уходу за ребенком.
Таким образом, по закону о трудовом договоре отец будет иметь особый статус только в том случае, если возьмет отпуск по уходу за ребенком, но при этом останется без социальной защиты мать, поскольку отпуск по уходу за ребенком может взять только один из родителей.
По словам Пакосты, от того, что уменьшатся права родителей, воспитывающих детей в возрасте до трех лет, проиграют и работодатели, поскольку родителю окажется невыгодно выходить на работу с частичной занятостью.
Член правления некоммерческой организации Isade Eest («За отцов») Кайдо Калликорм выразил озабоченность в связи с тем, что в Эстонии не уделяют достаточного внимания отношениям внутри семьи, не создают возможности для того, чтобы семья могла больше времени проводить вместе.
Как подчеркнула Пакоста, различные исследования говорят о том, что дети ощущают себя счастливыми в странах, где семьям созданы гибкие возможности для совместного досуга.
Источник информации : газета «Postimees»